the Retail Finance

Эволюция наоборот, или Простые вещи должны делаться просто

Владимир Залеский, Управляющий партнер ГК ФИС
 
Группа компаний «Финансовые Информационные Системы», более 10 лет разрабатывающая программные продукты для банков по автоматизации розничного цикла, анонсировала расширение своей линейки решений. FIS Platform предназначена для быстрой автоматизации бизнес-процессов и запуска любых банковских приложений. Ключевой девиз новой платформы, отражающий ее основное отличие и конкурентное преимущество: простые вещи должны делаться просто. О новых интересных возможностях платформы мы беседуем с ее главным «ИТ-евангелистом» – управляющим партнером ГК ФИС Владимиром Залеским.
RF Владимир, первый вопрос, который возник после прочтения слогана «Простые вещи должны делаться просто». А кактогда в новой платформе должны делаться сложные вещи?
ВЗ А сложные – чуть сложнее, но тоже проще по сравнению с предыдущими решениями. Давайте я поясню, что понимается под «простыми вещами». Это стандартные потребности бизнес-пользователей, которые возникают в 90% случаях при использовании программных решений. Например, они хотят добавить поля или изменить их порядок, изменить алгоритм расчета данных в шаблоне и т.п. В классических системах автоматизации эти простые на первый взгляд запросы могут потребовать переработки значительной части системы и повлечь несопоставимые трудозатраты. Идея, которая подтолкнула нас к созданию платформы, – бизнес-пользователь самостоятельно, без привлечения ИТ-специалиста, должен иметь возможность вносить значительную часть изменений, причем во все слои системы – данные, бизнес-логику, пользовательский интерфейс. Благодаря тому что все эти слои интегрированы между собой и конфигурируются через АРМы с помощью наглядного визуального редактора, изменения вносятся быстро и просто. Пользователь получает прикладной инструмент для визуализации своих задач и последующей их реализации. Получается, возвращаясь к вашему вопросу, что сложных вещей для бизнес-пользователей в новой платформе вообще нет.
Это что касается слогана и прочего маркетинга. Но, конечно, мы отдаем себе отчет в том, что внутрибанковские бизнес-процессы, логика решений бизнес-задач могут быть невероятно сложными, без возможности упрощения. И в этом случае мы упрощаем какие-то сопряженные вещи, влияние которых на конечный результат может быть весьма ощутимым. Например, простота программного интерфейса делает процесс взаимодействия максимально быстрым и ведет к более высокому результату. Если все понятно, гибко, дружелюбно по отношению даже к неподготовленному пользователю, то удовлетворенность бизнес-пользователя от продукта выше, а решение задачи быстрее. В новой платформе можно просто менять даже самое сложное.
RF Такой ИТ без ИТ получается…
ВЗ Скорее очень бизнес-ориентированный ИТ. Центральным компонентом платформы является BPMS, система управления бизнес-процессами самой последней модели BPMN 2.0. Идеология процессного управления позволяет строить работу с системой автоматизации не в терминах конечных функций (как это привык видеть ИТ-специалист), а в терминах процессов и межпроцессного взаимодействия. Этот подход в значительной степени уменьшает ментальную и понятийную пропасть между пониманием бизнес-технолога, видящего деятельность системы автоматизации в терминах бизнеса, и пониманием ИT-специалиста. Вместо системы, позволяющей выполнять различные функции для построения бизнес-деятельности, мы получаем систему, изначально предназначенную для выполнения бизнес-процессов. При этом бизнес-процесс – это не просто процедура, синхронно выполняющая некоторые последовательные действия. Семантика бизнес-процессов позволяет строить сложные, связанные длительные процессы, в ходе которых возможно ожидание сообщений, сигналов, посылка сообщений, ожидание ответа, одновременное исполнение нескольких нитей в рамках одного процесса, исполнение вложенных процессов, выполнение компенсационных процессов и т.д.
Ни для кого не секрет, что сейчас банки испытывают острый дефицит квалифицированных ИТ-специалистов, способных оперативно и качественно внедрять новейшие разработки и сопровождать их. Мы не обещаем, что в результате использования нашей новой технологической платформы банкам можно будет уволить всех своих айтишников. Нет, мы просто утверждаем, что наше решение поможет использовать ИТ-ресурс банка еще эффективнее, чтобы догнать и перегнать «коллег по цеху».
Новая платформа пропагандирует такой подход: 90% трудоемкости при типовом внедрении приложения на базе FIS Platform должна составлять настройка и конфигурирование через штатные интерфейсы системы и только 10% – программирование низкого уровня (Java, SQL, js и т.п.).
Мне очень нравится такая аналогия: новая платформа – это как конструктор LEGO для взрослых. Так же просто, интересно, красиво и безгранично. Взяв за основу платформу, можно создавать разнообразные банковские приложения любого уровня сложности.
RF Расскажите, с чего начиналась и как происходила разработка новой платформы?
ВЗ Работа над созданием платформы началась полтора года назад, в 2012 г. Получается, что это уже третье поколение программных продуктов ФИС. Первый продукт был выведен на рынок более 10 лет назад, с тех пор наши банки-клиенты успешно мигрировали на более современные версии.
Потребность в концептуально новом решении была продиктована не только развитием рынка и вызовами конкурентов, хотя их роль в качестве драйверов велика. Внутри самой компании также сложилось понимание, что дальнейшая эволюция решений невозможна без революционных обновлений, которые должны затронуть самую суть, внутреннюю идеологию продуктов. Нужно было универсальное решение следующего, на ступень выше, чем было, уровня технологической зрелости. При этом мы не хотели «изобретать велосипед» или слепо копировать какие-то уже известные наработки. Наша задача была в том, чтобы с учетом существующих лучших практик (как отечественных, так и мировых) использовать собственную разработческую экспертизу, которая общепризнанно является очень сильной.
Хочу отметить важную роль, которую в процессе создания платформы сыграл глубокий и вдумчивый анализ потребностей и задач, стоящих перед нашими клиентами. Именно благодаря этому новая платформа получилась не «лабораторным», а очень рыночным продуктом, в котором удалось соблюсти баланс между здоровыми амбициями разработчиков и актуальными запросами рынка (а в чем-то, возможно, и предвосхитить их).
 
RF Я правильно понимаю, что сейчас платформа является основой, на которой развиваются все решения продуктовой линейки ГК ФИС?
ВЗ Нужно понимать, что платформа сейчас – это такое только-только случившееся настоящее, в ней много еще из будущего. Но действительно есть стратегия перевода всех наших продуктов на новую платформу. Преимущества этого очевидны: она гибче, она производительнее, более открытая и расширяемая, она позволяет использовать множество open-source-решений.
Словом, она открывает новые, практически безграничные возможности для пользователей.
В настоящее время на платформе работает FIS CRM и модуль для автоматизации маркетинга FIS Campaign Manager. Уже сейчас и CRM, и Campaign Manager содержат конвертеры бизнес-процессов из других наших продуктов – FIS Retail и FIS Collection System.
CRM-система и решение для целевого маркетинга –относительно новые для компании направления. Поэтому они изначально, с нуля разрабатывались на новой платформе.
Традиционными для нас компетенциями всегда были кредитование и сбор просроченной задолженности, эти решения пока развиваются на существующих технологиях. Но в обозримом будущем мы планируем инфраструктурное изменение всей линейки продуктов и перевод их на платформу. Уже сейчас могу заверить, что для существующих клиентов условия миграции будут максимально комфортными.
Я хочу особо подчеркнуть, что, несмотря на нашу более чем десятилетнюю экспертизу в банковской сфере, новая платформа имеет очень широкий, не ограниченный только финансовыми институтами, спектр применения. Поэтому мы не исключаем для себя выход за рамки банковской автоматизации. А может быть, даже заявим о себе на зарубежных рынках, ведь платформа поддерживает мультиязычность и мультинациональность.
 
RF Раз уж мы заговорили про мультиязычность, какие еще интересные «фишки» присутствуют в платформе?
ВЗ Их много, и можно долго перечислять. Например, поддерживается кросс-проектный перенос разработок: решение, разработанное на одном приложении, можно напрямую перенести и адаптировать в другом приложении. Платформа имеет трехзвенную архитектуру и может работать на любом сервере приложений. Среда выполнения бизнес-процессов поддерживает одновременное выполнение миллиона процессов. Предусмотрена прямая интеграция со сторонними базами данных. Имеется интегрированный редактор бизнес-процессов. Используется бизнес-процессный «движок» самого современного стандарта. Принцип модульности позволяет внедрять и дорабатывать функциональность по частям. Кроме того, создав дополнительный модуль, в нем можно доопределить/переопределить часть функциональности другого модуля, не изменяя его и, таким образом, не лишаясь поддержки. Не требуется инсталляции на компьютеры пользователей и разработчиков. Работа пользователей и настройка системы ведется исключительно через web-интерфейс. В интерфейсах используются анимированные виджеты… Достаточно? (Улыбается.).
 
RF Да, вполне. Тогда следующий вопрос будет не про функциональность. Как известно, «как вы лодку назовете…» Почему у новой платформы нет яркого и запоминающегося названия? Почему просто «платформа»?
ВЗ В плане нейминга новая платформа наследует традиции всей продуктовой линейки – это обязательное присутствие в названии наименования компании и короткое, отражающее суть имя продукта. Так получилась FIS Platform. Понятно, функционально и, в полном соответствии с ключевой идеей,– просто!
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 19/04 94.09 -0.232
EUR ЦБ РФ 19/04 100.53 0.2529