the Retail Finance

ИНТЕГРАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ «НЕОФЛЕКС» ДЛЯ «КРЕДИТНОЙ ФАБРИКИ» СБЕРБАНКА РОССИИ

Алексей Макеев, директор направления SOA компании «Неофлекс»
 
Компания «Неофлекс» выдвинула интеграционное решение, разработанное в рамках проекта Сбербанка России «Кредитная фабрика», на номинацию премии RETAIL FINANCE AWARDS «Лучшее IТ-решение для розничного банка».
 
Технология «Кредитная фабрика» предполагает централизованную обработку кредитных заявок, поступающих от физических лиц, и применение ко всему множеству поступающих заявок единой политики оценки потенциальных заемщиков.Разработанное компанией «Неофлекс» решение выполняет в этой технологии роль «кровеносной системы».
 
Созданное интеграционное решение внедрено во всей структуре Сбербанка России, включая все его территориальные банки. Масштабы проекта, кратчайшие сроки его выполнения, а также стабильная работа решения заметно выделяют его в ряду SOA-решений, реализованных на российском рынке.
 
Описание решения
В 2008 году Сбербанк России приступил к реализации проекта по переводу всей структуры банка на автоматизированную технологию «Кредитная фабрика», призванную повысить качество обслуживания потенциальных заемщиков.
 
Решение, разработанное компанией «Неофлекс», собирает информацию о потенциальном заемщике из внешних информационных сервисов партнеров банка, бэк-офисных систем банка, специализированных баз данных и передает ее в систему обработки кредитных заявок, где эта информация используется для оценки платежеспособности возможного заемщика и принятия решения о выдаче ему кредита.Кроме того, по одобренным заявкам решение передает в учетные системы банка данные, необходимые для подготовки и открытия кредитных договоров.
 
В общей сложности решение обращается с запросами к 8 системам партнеров (Бюро кредитных историй, Пенсионного фонда России и др.) и к 840 копиям 28 информационных систем (от 15 вендоров), которые установлены непосредственно в банке.
 
Решение реализовано на платформе IBM WebSphere и состоит из двух частей: центрального интеграционного решения, которое работает в Центральном аппарате Сбербанка России, и локального решения, установленного в территориальных банках. Передачу данных между центральным и локальными решениями выполняет транспортная система, построенная с использованием IBM WebSphere MQ.Решение легко масштабируется за счет аппаратных и программных средств.
 
Масштабы и сложность проекта
Проект «Неофлекс» по созданию интеграционного решения для «Кредитной фабрики» Сбербанка России – крупнейший SOA-проект на российском рынке.Решение «Неофлекс» внедрено в центральном офисе Сбербанка и во всех его 17 территориальных банках.
 
В 2009–2010 годах в решении реализована функциональность, обеспечивающая работу банка со всей линейкой потребительских кредитов, автокредитами и кредитными картами.С конца 2010 года ведутся работы по тиражированию решения на ипотечные кредиты и кредиты для малого бизнеса.Эти работы будут завершены к концу 2011 года.
 
На данный момент решение поддерживает обработку нескольких десятков тысяч кредитных заявок в сутки. В процессе обработки каждой заявки происходит более 20 двухсторонних обменов информацией между системами банка и внешних поставщиков. В ближайшее время согласно планам банка производительность решения будет увеличена в несколько раз.
 
Сложность проекта заключалась в том, что не все информационные системы, задействованные в работе «Кредитной фабрики», в своем исходном варианте могли предоставить интеграционному решению данные в нужном формате.Для решения этой проблемы специалисты «Неофлекс» тесно взаимодействовали с вендорами интегрируемых систем в поисках разумного компромисса относительно того, какие работы по преобразованию форматов данных целесообразно реализовать в системах, а какие – в интеграционном решении.По каждой интегрируемой системе было найдено оптимальное распределение работ с точки зрения минимизации времени выполнения проекта.
 
Сроки
Проект выполнен за 1,5 года в период с марта 2009 года по сентябрь 2010 года.За это время специалисты «Неофлекс» разработали интеграционное решение и внедрили его во всей структуре Сбербанка России.
 
Внедрение решения выполнено в три этапа:
          В июле 2009 года решение запущено в промышленную эксплуатацию в Центральном аппарате, в Московском и Северо-Западном территориальных банках.
          В период с августа до конца 2009 года решение развернуто еще в 7 территориальных банках Сбербанка, расположенных на Европейской территории России.
          С февраля по август 2010 года решение запущено в промышленную эксплуатацию в Алтайском, Байкальском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном, Поволжском, Сибирском, Северном и Северо-Восточном территориальных банках.
 
Развертывание решения в одном территориальном банке выполнялось в срок от 2 недель до 1,5 месяцев в зависимости от специфики IT-ландшафта конкретного территориального банка.Высокие темпы тиражирования обеспечены за счет использования набора стандартных модулей интеграционного решения и унифицированных адаптеров к информационным системам банка.
 
Гибкость решения
Интеграционное решение является максимально гибким.Как показала практика, небольшие изменения параметров кредитного продукта вносятся в решение в течение одного дня, перевод одного кредитного продукта банка на автоматизированную технологию кредитования, включая время тиражирования новой версии решения на все территориальные банки Сбербанка России, занимает от месяца до полугода в зависимости от сложности работ.
В ходе проекта решена сложнейшая задача организации доработки интеграционного решения без остановки работы фабрики.Для этого специалисты «Неофлекс» спроектировали интеграционное решение таким образом, чтобы тиражирование на территориальные банки новой версии решения можно было выполнять поэтапно.Сначала необходимые доработки вносятся в компоненту интеграционного решения, установленную в Центральном аппарате.Территориальные банки переходят на новую версию решения по мере завершения доработок локальной компоненты интеграционного решения и информационных систем территориального банка.В то время, когда идут необходимые доработки в территориальных банках, новая версия интеграционного решения продолжает поддерживать «старую» функциональность, реализованную в предыдущей версии и необходимую для безостановочной работы кредитной фабрики.
 
Надежность
Сбербанк предъявляет высокие требования к работе кредитной фабрики и, следовательно, к работе интеграционного решения.Оно должно поддерживать обработку нескольких десятков тысяч кредитных заявок в сутки и устойчиво работать в пиковые часы.Осенью 2009 года были проведены нагрузочные испытания, подтвердившие выполнение требований к производительности и отказоустойчивости решения.
 
Надежность работы и отказоустойчивость решения обеспечивает расположенный в Центральном аппарате банка комплекс из 4 серверов, на которых развернуто около 40 серверов приложений, объединенных в геокластер, распределенный на двух площадках.
 
Стабильная работа решения во многом связана с его надежным сопровождением.С 1 января 2010 года компания «Неофлекс» осуществляет централизованное сопровождение решения по всей структуре Сбербанка в режиме «24х7». Сотрудники специализированной службы поддержки «Неофлекс» участвуют в работе второй линии поддержки: выполняют диагностику решения, оценку и разрешение инцидентов, а также обеспечивают третью линию поддержки – внесение изменений в само решение.
 
Комментарии (0)добавить комментарий
Ваш комментарий
Автор
Введите число на картинке

  • курсы
Знач. Изм.
USD ЦБ РФ 28/03 92.59 0.0174
EUR ЦБ РФ 28/03 100.27 -0.1417